Новости

Трещина в шаблоне. Почему «Сплит» — лучший твист Шьямалана

Трещина в шаблоне. Почему «Сплит» — лучший твист Шьямалана

Playboy рассказывает, как один из самых высмеиваемых режиссеров современности доказал, что еще способен на лихой поворот.

Фото с официальной страницы фильма в фейсбуке

Имя М. Найт Шьямалана на протяжении многих лет было полноценным синонимом понятия «скатившийся режиссер». Если бы в начале 2010-х это выражение вошло в кинематографические словари, то напротив него стояла бы фотография не , не  и даже не сестер Вачовски, а именно этого американца индийского происхождения.

Сняв на заре карьеры «Шестое чувство», заслуживший две номинации на «Оскар», и «Неуязвимого», по версии многих критиков, один из лучших супергеройских фильмов всех времен, Шьямалан так поверил в принцип «финальный поворот спасает все», что надолго отказался ради него и от логики повествования, и от продуманных персонажей.

И если его «Знаки» были неоднозначно приняты критиками, но хотя бы собрали кассу, то последующие картины — от малобюджетной «Девушки из воды» до крупных проектов вроде «Повелителя стихий» и «После нашей эры» не только вызывали насмешки, но и стабильно опустошали спонсорские карманы.

Казалось чудом, что режиссер, сумевший превратить , и даже в невнятно бормочущие безэмоциональные манекены, до сих пор не разделил бесславную участь Уве Болла, но голливудские студии будто чувствовали, что главный твист Найта еще впереди.

«Сплит» доказал, что даже самого продвинутого киносноба еще можно обмануть, если правильно выстроить ловушку

Они не ошиблись. Вышедший на экраны «Сплит» с Джеймсом Макэвоем стал ренессансом режиссерской идеи Шьямалана, доказавшим, что даже самого продвинутого киносноба еще можно обмануть, если правильно выстроить ловушку. Не только зрители, но даже многие рецензенты не заметили, как попались на удочку, оценивая историю Кевина, психопата с расщепленной на 24 части личностью, в рамках психологического триллера, хоррора или слэшера, хотя на самом деле фильм сделан совсем в другом жанре (в каком — узнаете ниже).

Режиссер и актер Джеймс Макэвой. Фото с официальной страницы фильма в инстаграме

Главную роль в этой обманке, конечно, сыграла сама тема картины. Трейлер обещал нам героя, удивительно похожего на Билли Милигана, реального преступника с диагнозом «множественная личность», в экранизации биографии которого вскоре должен сняться сам . Но при всей внешней схожести «Сплит» имеет примерно такое же отношение к жизни Милигана, какое «Левиафан» Звягинцева имеет к истории Марвина Химейера.

То есть, почти никакого, если не считать максимально обобщенной идеи. В одном случае это противостояние гражданина и государства, в другом — история человека с множественными личностями.

Фото с официальной страницы фильма в инстаграме

Те, кто настроился на серьезную жизненную драму, довольно быстро почувствуют подвох, когда Шьямалан словами второстепенных героев станет высказывать фантастические теории о сверхспособностях людей с раздвоением личности. А когда идеи начнут воплощаться в жизнь, многим покажется, что режиссер в очередной раз загубил неплохую идею своим приевшимся антинаучным мистицизмом. И только в самой последней, эпилоговой, сцене раскроется страшный секрет — мы все это время были не в том фильме, который сами себе вообразили.

Cвою супергеройскую сущность фильм раскрывает лишь в самом конце, без объявления

Нечто похожее можно увидеть, как ни странно, в «Ла-Ла Ленде», который долго притворяется типичным мюзиклом о том, как любовь преодолевает трудности, а оборачивается мрачноватой джазовой драмой с не самым счастливым концом. Но у Шьямалана «вот это поворот» получается еще более резким — в мире, где супергеройские фильмы вышли на пик популярности и весь этап постпродакшна стараются кричать о своих связях внутри комиксных вселенных, он выпускает ленту, раскрывающую свою супергеройскую сущность лишь в самом конце, без объявления.

Фото с официальной страницы фильма в фейсбуке

Да, вы только что посмотрели супергероику, говорит нам режиссер. И все компоненты, казавшиеся глупыми или избыточными в триллере, внезапно встают на свои места. Теория об изменении физических способностей с помощью разума оказывается уместной (привет недавнему «Доктору Стрэнджу»), линия, в которой герой или злодей приобретает способности, связанные со встреченным животным, вдруг получает крепкую основу (Человек-Паук, Ящер, Черная Пантера, а также Сплинтер, Бибоп и Рокстеди из «Черепашек»). Даже некоторое переигрывание Макэвоя больше не кажется глупым кривлянием.

Кому придет в голову обвинять в кривлянии или Хита Леджера, если сам жанр к этому располагает?

Это новый уровень обмана зрительских ожиданий, который студии могли позволить только одному режиссеру в мире — Шьямалану

Чтобы понять, насколько тонким и расчетливым оказался ход режиссера, просто представьте, что вы два часа смотрели страшный, насыщенный изнасилованиями, людоедством и прочей чернухой, сюжет о безымянном маньяке со шрамами на лице, а в самом конце вам показали, как он встречается с Бэтменом. Это новый уровень обмана зрительских ожиданий, который студии могли позволить только одному режиссеру в мире — Шьямалану.

Только после финальных кадров осознаешь, что российские прокатчики уничтожили явную отсылку при адаптации названия. Его буквальный перевод «Расщепленный» сам по себе является антонимом к «Неуязвимому» с , герой которого и появляется в концовке, делая второй картиной из той же супергеройской вселенной.

Фото с официальной страницы фильма в инстаграме

Однако адаптаторов тоже можно понять. Split — это не только расщепленный, но и трещина (разумеется, в сознании и жизни Кевина и Кейси), и щель (через которую похищенные девушки смотрят на преображения Макэвоя, а мы видим сломанные судьбы двух главных героев). Кейси пытается в эту щель забиться, Кевин — из нее хотя бы частично выползти.

Настоящее «в мире животных» с похотливыми дядями и вымещающими злобу мамашами происходит не в темных подвалах зоопарка, а за закрытыми дверьми обычных квартир

Отдельно можно отметить, что, в отличие от многих других картин Шьямалана, «Сплит» не ограничился эффектным твистом, но и достойно преподнес, пусть простую, но важную и совсем нехарактерную для комиксов и даже триллеров мысль. Что настоящее «в мире животных» с похотливыми дядями, вымещающими злобу мамашами и грызущими невидимые прутья детьми, чаще всего происходит не в темных подвалах зоопарка, а за закрытыми дверьми обычных квартир.

Это интересно:

<< Вернуться на предыдущую страницу